О нас
Согласно «Индексу свободы» известной правозащитной организации «Freedom House» все пять государств Центральной Азии попадают в категорию несвободных стран с консолидированными авторитарными режимами.
Государства бывшего советского региона (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) прошли разные пути после обретения независимости в 1991 году, но во всех из них наблюдаются систематические нарушения прав человека и преследования правозащитников. Политические права и гражданские свободы, включая право на свободу слова, собраний и ассоциаций, в разной степени подавляются во всех странах региона. Коррупция, произвольные аресты и жестокое обращение в местах лишения свободы распространены во всех пяти государствах. Правозащитникам и независимым гражданским организациям крайне сложно работать в Центральной Азии. Ни одной независимой правозащитной организации не существует в Туркменистане, небольшое количество – в Узбекистане, а в Таджикистане такие организации испытывают растущее давление. Хотя в Казахстане и Кыргызстане деятельность независимых правозащитников и организаций гражданского общества (ОГО) в принципе допускается без ограничений, они по-прежнему подвержены произвольному вмешательству и политически мотивированным обвинениям, а также стигматизации в качестве так называемых «иностранных агентов», «иностранных представителей» или организаций и лиц, получающих иностранное финансирование.
В этой сложной для гражданского общества, в том числе правозащитных и других организаций и гражданских активистов, обстановке очевидна неэффективность традиционных международных правозащитных механизмов. На протяжении многих лет правозащитные органы и агентства ООН направляли странам Центральной Азии критические заключительные замечания и доклады Специальных процедур ООН по результатам миссий в государства региона о нарушениях в выполнении ими международных обязательств по ратифицированным международным договорам о правах человека, однако их рекомендации не выполнялись, особенно в отношении соблюдения политических прав и гражданских свобод.
Договорные органы ООН вынесли более 150 решений (соображений, мнений) по индивидуальным жалобам на государства Центральной Азии (более 70 по Казахстану), но они практически не выполняются, как в части восстановления нарушенных прав, так и выплаты компенсаций, не говоря уже о системных изменениях. ОБСЕ постоянно направляет миссии по наблюдению за выборами в страны Центральной Азии, которые не признают их соответствующими стандартам свободных и справедливых выборов, но ничего особо не меняется. Пространство для гражданского общества в странах региона постоянно сокращается, а давление на независимые правозащитные гражданские организации и гражданских активистов, правозащитников и журналистов постоянно растет.
Это обусловило необходимость поиска других средств защиты и влияния не через традиционные международные правозащитные механизмы, а через организации и институты, которые не имеют прямого отношения к защите прав человека, но в последние годы все чаще обращают свое внимание на пространство гражданского общества и права человека в сфере экономического развития и сотрудничества в области безопасности. К ним, в первую очередь, относятся банки развития (Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Азиатский банк развития и другие международные финансовые институты (МФИ)), организации, фокусирующиеся на борьбе с угрозами безопасности, противодействии терроризму и насильственному экстремизму (ФАТФ, Контртеррористическое управление и Контртеррористический центр ООН, Контртеррористический комитет Совета безопасности ООН), организации развития и сотрудничества (ОЭСР) или обеспечения прозрачности и противодействия коррупции (EITI (ИПДО)) и другие. Страны региона либо активно используют эти организации или институты для поддержки своего экономического развития, либо хотят присоединиться к ним, в том числе в целях сотрудничества в сфере безопасности.
В последние годы стандарты и процедуры этих организаций стали включать все больше требований, связанных с соблюдением прав человека и защитой пространства для гражданского общества. Это также реализуется через оценочные миссии и консультации с гражданским обществом, создавая возможности для эффективной адвокации.
В связи с этим, с декабря 2024 года по настоящее время Казахстанское международное бюро по правам человека (КМБПЧ) реализует проект «Рабочая группа организаций гражданского общества по устойчивому развитию в Центральной Азии».
Цель проекта – повышение потенциала региональных активистов ОГО и правозащитников по отстаиванию социально-экономических, экологических и основных прав человека в контексте экономических преобразований (инфраструктурные проекты, добыча полезных ископаемых, нефти и газа и т.д.) путем создания Рабочей группы организаций гражданского общества по устойчивому развитию в Центральной Азии по адвокации в международных финансовых институтах (МФИ) и других международных организациях, занимающихся вопросами экономического развития и сотрудничества в сфере безопасности, а также путем обучения правозащитников и гражданских активистов использованию существующих механизмов соблюдения требований и стандартов международных банков развития и других международных организаций в области соблюдения прав человека и развития гражданского общества.
Реализация проекта состоит из нескольких частей:
Часть 1: Исследование
Проведение исследования для подготовки аналитического документа, рекомендаций по эффективной адвокации. Для этого запланирована небольшая стартовая встреча с экспертами из Центральной Азии для обсуждения приоритетов и направлений деятельности в более широком смысле (10 экспертов из региона и других стран, онлайн).
Исследование будет включать в себя анализ существующих стандартов и правил, принятых в международных финансовых институтах (МФИ) и других международных организациях, занимающихся вопросами экономического развития и сотрудничества в области безопасности, а также связанных с правами человека и гражданским обществом.
Часть 2: Основные модули проекта
– создание Рабочей группы организаций гражданского общества по устойчивому развитию в Центральной Азии по адвокации в международных финансовых институтах (МФИ) и других международных организациях, занимающихся вопросами экономического развития и сотрудничества в области безопасности;
– проведение анализа стандартов, правил и процедур международных финансовых институтов (МФИ) и других международных организаций, занимающихся сотрудничеством в области экономического развития и безопасности, связанных с правами человека и гражданским обществом;
– проведение анализа правовых рамок взаимоотношений стран региона с международными финансовыми институтами (МФИ) и другими международными организациями, занимающимися сотрудничеством в области экономического развития и безопасности;
– разработка стратегии адвокации в отношении соблюдения прав человека и развития гражданского общества в странах региона Центральной Азии в международных финансовых институтах (МФИ) и других международных организациях, занимающихся вопросами экономического развития и сотрудничества в области безопасности.
План проекта
1. Формирование списка экспертов (10-15 человек) и определение правозащитных и других ОГО, которые могли бы стать членами/участниками Рабочей группы организаций гражданского общества по устойчивому развитию в Центральной Азии.
2. Проведение онлайн-совещания экспертов для обсуждения списка международных финансовых институтов и других организаций, которые могут стать объектом деятельности Рабочей группы организаций гражданского общества по устойчивому развитию в Центральной Азии для обсуждения целей и задач проекта.
3. Проведение анализа (1-3 эксперта на страну – 2-4 страны):
– документов, стандартов, внутренних правил, положений и процедур МФИ и других международных организаций, занимающихся сотрудничеством в области экономического развития и безопасности, связанных с правами человека и гражданским обществом, которые будут определены экспертами Рабочей группы организаций гражданского общества по устойчивому развитию в Центральной Азии;
– правовых и политических отношений стран/правительств региона с МФИ и другими международными организациями, занимающимися вопросами экономического развития и сотрудничества в области безопасности, которые будут определены экспертами Рабочей группы организаций гражданского общества по устойчивому развитию в Центральной Азии;
– существующих инструментов, средств, процедур и «best practices» для адвокации в отношении соблюдения прав человека и развития гражданского общества.
4. Составление обзорной аналитической записки по результатам анализа, экспертное обсуждение результатов исследования (онлайн, не менее 20-30 организаций и экспертов из 4 стран) и разработка стратегии для Рабочей группы организаций гражданского общества по устойчивому развитию в Центральной Азии. По результатам обсуждения предполагается разработать стратегию для Рабочей группы организаций гражданского общества по устойчивому развитию в Центральной Азии, а также информационное руководство по адвокации в международных финансовых институтах (МФИ) и других международных организациях, занимающихся вопросами экономического развития и сотрудничества в области безопасности с его переводом на государственные языки стран Центральной Азии.

